CMYK, RGB, Pantone: полное руководство по цвету в печати от Copy General

cmyk-rgb-pantone-pochemu-cveta-plyvut

CMYK, RGB и Pantone: почему цвета «плывут» — и как этого не допустить

Представьте: вы несколько дней или даже недель работали над дизайном буклета. Выбрали идеальный, сочный, корпоративный синий цвет, который на экране выглядит просто восхитительно. Макет утвержден, вы отправляете его в типографию, а на выходе получаете партию… фиолетовых или тускло-серых брошюр. Знакомая ситуация?

Это одна из самых частых и дорогостоящих проблем, с которой сталкиваются и начинающие дизайнеры, и владельцы бизнеса. Кажется, что техника подвела, но на самом деле корень зла кроется в непонимании базовых принципов работы с цветом.

В этой статье мы, команда типографии Copy General, разложим все по полочкам. Вы узнаете, почему ваш монитор «врет», что означают загадочные аббревиатуры CMYK, RGB и Pantone, и самое главное — получите пошаговый чек-лист, который поможет навсегда забыть о проблеме «не того цвета».

 

Три кита цвета: разбираемся в моделях RGB, CMYK и Pantone

 

Чтобы управлять цветом, нужно понимать, как он устроен. В мире дизайна и полиграфии есть три основные цветовые модели. Они не взаимозаменяемы, и у каждой своя задача.

 

RGB: Цветной мир вашего экрана

 

RGB расшифровывается как Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий). Это аддитивная цветовая модель, что означает «сложение». Она основана на смешении световых лучей.

rgb

  • Как это работает? Каждый пиксель на вашем мониторе, смартфоне или телевизоре состоит из трех крошечных лампочек: красной, зеленой и синей. Меняя их яркость, экран может показать миллионы оттенков. Когда все три светят на 100% — вы видите белый цвет. Когда все выключены — черный.

  • Где используется? Везде, где есть экран: веб-дизайн, соцсети, презентации, видео.

  • Почему не подходит для печати? Потому что бумага не излучает свет, а отражает его. Невозможно смешать краски так, как смешиваются световые лучи, и получить такие же яркие, светящиеся оттенки.

CMYK: Четыре краски, которые создают всё

CMYK — это Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и Key (ключевой цвет, которым является черный). Это субтрактивная модель, то есть «вычитание».

  • Как это работает? В отличие от монитора, печатный станок наносит на белую бумагу микроскопические точки четырех красок. Каждая краска поглощает (вычитает) из белого света определенную часть спектра. То, что отражается от бумаги и не поглощается краской, мы и видим как итоговый цвет. Черный (K) добавлен для глубины, контраста и экономии, ведь смешивание C, M и Y дает скорее грязно-коричневый, а не насыщенный черный цвет.

  • Где используется? Абсолютно везде в полноцветной цифровой и офсетной печати: визитки, листовки, каталоги, плакаты.

  • Главный недостаток: Цветовой охват (диапазон доступных цветов) у CMYK значительно у́же, чем у RGB.

cmyk-rgb-pantone-pochemu-cveta-plyvut

Pantone: Когда нужен идеальный и стабильный цвет

 

Pantone Matching System (PMS) — это не модель смешения, а стандартизированная библиотека готовых, эталонных цветов. Ее еще называют смесевыми или плашечными цветами.

  • Как это работает? Представьте, что это не четыре базовые краски, а огромная палитра баночек с тысячами уникальных, заранее смешанных по точной формуле цветов. Например, знаменитый Tiffany Blue или Coca-Cola Red — это конкретные номера Pantone. Краска замешивается на заводе и поступает в типографию в готовом виде.

  • Где используется?

    • Брендинг: Для 100% попадания в корпоративный цвет на любых носителях (визитки, упаковка, униформа).

    • Особые цвета: Когда нужны оттенки, которые невозможно получить смешением CMYK, например, яркие оранжевые, неоновые, металлизированные (золото, серебро) или флюоресцентные краски.

    • Печать в 1-2 цвета: Часто напечатать логотип одним цветом Pantone дешевле, чем полноцветом CMYK.

Профессиональный лайфхак: Не все цвета Pantone можно точно воспроизвести в CMYK. Для этого существуют специальные веера Pantone Color Bridge, которые показывают, как конкретный цвет Pantone будет выглядеть при печати в CMYK. Это помогает избежать сюрпризов.

 

Главный вопрос: почему цвет на мониторе и в печати — не одно и то же?

 

Теперь, когда мы разобрались с «тремя китами», ответ становится очевиднее. Но есть еще пара важных нюансов.

  1. Физика света (RGB) vs. Физика краски (CMYK) Экран излучает свет, создавая яркие и насыщенные цвета. Бумага же поглощает и отражает свет. Это два принципиально разных физических процесса. Попытка напечатать яркий, светящийся синий цвет из RGB — это все равно что пытаться нарисовать луч фонарика акварелью. Результат будет тусклым и непредсказуемым.

  2. Цветовой охват (Gamut) Представьте, что RGB — это большая коробка с карандашами на 16 миллионов оттенков. А CMYK — коробка поменьше, где карандашей всего несколько тысяч. Когда вы просите принтер напечатать цвет из большой коробки, которого нет в маленькой, он пытается подобрать наиболее близкий аналог. Яркие салатовые, кислотные оранжевые, глубокие синие и фиолетовые цвета из мира RGB просто не существуют в палитре CMYK.

[ИДЕЯ ДЛЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ: Инфографика, показывающая два наложенных друг на друга цветовых пространства (Gamut). Видно, что область RGB больше, но есть небольшие участки, где CMYK выходит за пределы RGB.]
  1. Влияние бумаги Цвет — это не только краска, но и поверхность.

    • Мелованная глянцевая бумага: Отражает больше света, цвета выглядят ярче и сочнее.

    • Мелованная матовая бумага: Меньше бликует, цвета более спокойные и сдержанные.

    • Офсетная (немелованная) бумага: Она более пористая и впитывает больше краски. Цвета на ней всегда будут выглядеть более тусклыми и менее насыщенными, чем на «меловке».

Пошаговое руководство: как получить предсказуемый цвет

Хватит теории, перейдем к практике! Вот чек-лист, который убережет вас от 99% ошибок.

Шаг 1: С самого начала работайте в CMYK

Самая грубая ошибка — создавать макет в RGB и переводить его в CMYK в последний момент. Сделайте это сразу при создании нового документа в вашей дизайнерской программе (Adobe Photoshop, Illustrator, InDesign). Как сделать: Файл -> Цветовой режим документа -> CMYK.

Шаг 2: Калибруйте ваш монитор

Мониторы с заводскими настройками часто имеют завышенную яркость и контрастность, чтобы картинка казалась «сочнее». Для профессиональной работы с цветом монитор нужно калибровать специальным устройством — спектрофотометром. Если его нет, хотя бы уменьшите яркость экрана до 90-120 кд/м² и установите цветовую температуру 6500K (D65). Это уже сделает картинку на экране ближе к печатному оттиску.

Шаг 3: Используйте правильные цветовые профили

Цветовой профиль — это «паспорт» вашего цвета, который описывает, как именно должен выглядеть тот или иной оттенок CMYK. Для печати в Европе и России стандартом де-факто является профиль Coated FOGRA39 или ISO Coated v2 300% (ECI). Уточните у вашей типографии, какой профиль они используют, и установите его в настройках вашей программы. Как проверить: Редактирование -> Настройка цветов...

Шаг 4: Следите за суммарным количеством краски (Total Ink Limit)

Это сумма всех четырех красок CMYK в одной точке. Если вы сделаете глубокий черный цвет с параметрами C:100, M:100, Y:100, K:100, то суммарное покрытие будет 400%. На бумагу выльется слишком много краски. Она не успеет высохнуть, смажется, а лист может деформироваться. Для мелованной бумаги безопасный предел — 300-320%, для немелованной — 260-280%.

Мнение технолога: Чтобы получить насыщенный, глубокий черный цвет для больших заливок, используйте не просто K:100, а «составной черный». Оптимальная формула для нашей типографии: C:60, M:50, Y:40, K:100. Это даст глубокий, нейтральный черный цвет без лишней краски. А вот для мелкого текста всегда используйте только K:100.

 

Шаг 5: Закажите цветопробу — лучшая страховка от брака

Никакая калибровка монитора не даст 100% гарантии. Цветопроба — это эталонный оттиск, сделанный на специальном оборудовании, которое имитирует печатный станок. Она показывает, как ваш макет будет выглядеть в тираже с точностью 95%. Если цвет важен — всегда заказывайте цветопробу. Это стоит несоизмеримо дешевле, чем перепечатка всего тиража.

Частые ошибки и как их избежать: примеры из практики

  • «Хороший пример» vs «Плохой пример»

    • Проблема: Дизайнер нарисовал логотип ярко-синего цвета (RGB: 0, 0, 255). При переводе в CMYK он стал тускло-фиолетовым (CMYK: 88, 77, 0, 0).

    • Решение: Изначально подбирать цвет в палитре CMYK или, если нужен именно такой яркий синий, использовать для печати Pantone, например, PANTONE 286 C.

  • Проблема «серого» черного

    • Проблема: Для фона буклета использовали черный K:100. На печати он выглядит не как угольно-черный, а как темно-серый, «прозрачный».

    • Решение: Использовать «глубокий черный», как в совете нашего технолога (C:60, M:50, Y:40, K:100).

Заключение: главный совет для идеального цвета

Если бы нас попросили дать только один, самый главный совет, он был бы таким: не доверяйте своему экрану на 100% и всегда советуйтесь с типографией.

Понимание разницы между RGB и CMYK — это основа. Правильная настройка программ и использование цветопробы — ваша защита от ошибок. А общение с профессионалами, которые каждый день работают с цветом, — залог предсказуемого и качественного результата.

Надеемся, эти советы помогут вам подготовить идеальный макет и сделают вашу работу с цветом более уверенной. А когда ваш дизайн будет готов, доверьте его печать профессионалам. В Copy General мы не просто печатаем, а тщательно проверяем каждый макет перед отправкой в работу, используем калиброванное оборудование и всегда готовы сделать для вас сигнальный экземпляр или цветопробу. Мы позаботимся о том, чтобы цвет в тираже был именно таким, каким вы его задумали.

Обратитесь к нашим специалистам за консультацией или рассчитайте стоимость вашего заказа онлайн.

отправить запрос