Цена одной ошибки при подготовке макета к печати. Почему допечатная подготовка макета к печати — это 90% успеха?
Представьте: вы несколько недель готовили презентацию, согласовывали каждую деталь дизайна брошюры, вложили душу и бюджет в создание каталога. Макет на экране выглядит безупречно. Вы отправляете его в печать, а через несколько дней получаете тираж и… испытываете разочарование. Цвета тусклые, по краям белые полосы, а мелкий текст почти нечитаем. Знакомо?
Каждый день в нашу типографию Copy General поступают десятки макетов. И, к сожалению, большинство из них содержат ошибки в макетах, способные испортить даже самую гениальную дизайнерскую задумку. Эти ошибки — тихие «убийцы» качества, которые приводят к срыву сроков, непредвиденным расходам на перепечатку и, что самое обидное, к испорченному впечатлению о вашем продукте или компании. Правильная подготовка макета к печати — это 90% успеха всего тиража.
Эта статья — результат многолетнего опыта нашего отдела допечатной подготовки макетов. Мы собрали 10 самых коварных и частых ошибок при подготовке макетов к печати и готовы не просто перечислить их, а объяснить, почему они возникают и как их поймать еще до отправки файла в типографию. Понимание требований к макету для печати сэкономит ваши нервы, время и деньги.
«Убийца» №1: Неправильный цветовой режим (RGB вместо CMYK) — главная ошибка при подготовка макета к печати.
Это, без преувеличения, король всех ошибок в макетах для печати. Вы видите на экране сочный, ярко-салатовый логотип, а на визитке получаете блеклый, горчично-зеленый. Почему так происходит?
Дело в разной природе цвета на экране и на бумаге.
-
RGB (Red, Green, Blue) — это аддитивная цветовая модель. Она используется во всех экранах: мониторах, смартфонах. Цвета создаются путем сложения световых лучей. Когда все три цвета смешиваются на максимальной яркости, мы получаем белый. Эта модель яркая, насыщенная, но существует только в цифровом мире.
-
CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Key/Black) — это субтрактивная модель. Она используется в полиграфии. Цвета получаются путем вычитания света. Краски наносятся на белый лист бумаги, и каждая из них поглощает (вычитает) часть светового спектра. Их смешение дает более темные оттенки.
Проще говоря, физически невозможно напечатать на бумаге те же ядовито-яркие цвета, которые может воспроизвести ваш монитор. Когда мы получаем макет в RGB, печатное оборудование автоматически конвертирует его в CMYK, и результат этой конвертации часто непредсказуем и неприятен.
Как правильно настроить цвет? Изначально создавайте документ для печати в режиме CMYK. В Adobe Illustrator это File > Document Color Mode > CMYK Color
. В Photoshop — Image > Mode > CMYK Color
.
Мнение технолога: Проблема глубже, чем просто выбор модели. У каждого устройства есть свой цветовой охват — диапазон цветов, который оно может воспроизвести. Охват монитора (sRGB) значительно шире, чем охват печатной машины (например, FOGRA39). Ваша задача при подготовке макета к печати — сразу работать в рамках того цветового охвата, который будет использоваться при печати. Именно для этого и нужна модель CMYK — она имитирует реальные печатные краски.
«Убийца» №2: Отсутствие вылетов (обрезных полей) — частые ошибки в макетах.
Представьте, что вы печатаете визитки с фоном, который идет в самый край. Если ваш макет будет иметь размер ровно 90х50 мм, то после печати стопку этих визиток будет резать гильотинный нож. Даже самое современное оборудование имеет микроскопическую погрешность в 0.5-1 мм. Из-за этого нож может пройти чуть левее или правее, и в результате на части тиража с краю останется тонкая, но очень заметная белая полоска непропечатанной бумаги. Это одна из самых распространенных ошибок при подготовке макетов к печати.
Чтобы этого избежать, существуют вылеты (bleeds). Это продолжение фонового изображения или цвета за пределы финального обрезного формата.
Пошаговая инструкция по настройке вылетов:
-
При создании документа установите стандартный размер вылетов — обычно от 2 до 5 мм с каждой стороны. В InDesign, Illustrator и Photoshop это делается в настройках документа (
Bleed
). -
Растяните все фоновые элементы (картинки, плашки) так, чтобы они выходили за край чистового размера и полностью покрывали зону вылетов.
-
При сохранении PDF обязательно поставьте галочку “Use Document Bleed Settings”.
Хороший пример vs. Плохой пример
Плохо: Макет визитки 90х50 мм, где синий фон заканчивается ровно на этой границе.
Хорошо: Макет визитки с размером документа 94х54 мм (с вылетами по 2 мм). Синий фон заходит на эти дополнительные поля. После резки до 90х50 мм мы гарантированно получим визитку с синим фоном “в край”.
«Убийца» №3: Низкое разрешение изображений (менее 300 DPI) — причина размытой печати.
Картинка, скачанная из интернета, может идеально выглядеть на экране, но при печати превратиться в «кашу» из пикселей. Почему? Экраны имеют разрешение 72 или 96 DPI (dots per inch — точек на дюйм), и этого достаточно для четкого отображения. Для качественной офсетной или цифровой печати требуется разрешение 300 DPI. Низкое разрешение — это одна из ключевых ошибок в макетах, влияющая на качество изображения.
Когда изображение с низким разрешением растягивают до нужного печатного размера, каждый пиксель становится крупнее, и мы видим ту самую “зернистость” и размытость. Это прямое нарушение требований к макету для печати.
Как проверить и исправить разрешение? В Adobe Photoshop зайдите в меню Image > Image Size
. Убедитесь, что в поле Resolution
стоит значение 300 пикселей/дюйм при реальном физическом размере изображения. Если разрешение ниже, искусственное его увеличение не добавит детализации. Единственный выход — найти исходник картинки в высоком качестве.
Профессиональный лайфхак: Для широкоформатной печати (баннеры, постеры, которые рассматривают с большого расстояния) допустимо использовать разрешение 150 DPI. Человеческий глаз не заметит разницы с нескольких метров. Но для продукции, которую держат в руках (листовки, буклеты, визитки), 300 DPI — это нерушимый стандарт подготовки макета.
«Убийца» №4: Текст и важные элементы у самого края — ошибка в макете, ведущая к обрезке.
Это обратная сторона проблемы с вылетами. Кроме линии реза, существует еще и безопасная зона (Safe Zone). Это условный отступ внутрь от линии реза (обычно 3-5 мм), за который не должны выходить никакие важные элементы: текст, логотипы, контакты. Нарушение этого правила — частая ошибка в макете.
Причина та же — погрешность резки. Если разместить номер телефона вплотную к краю, его может попросту “срезать”. Кроме того, текст у самого края выглядит неаккуратно и плохо читается. Всегда оставляйте “воздух” вокруг значимых объектов при подготовке макета к печати.
«Убийца» №5: Шрифты не переведены в кривые — проблема совместимости при подготовке к печати.
Вы использовали в макете красивый, дорогой, лицензионный шрифт. Но на компьютере в типографии его нет. Что произойдет, когда наш специалист откроет ваш файл? Программа либо выдаст ошибку, либо, что хуже, автоматически заменит ваш шрифт на стандартный Arial или Times New Roman. Весь дизайн будет разрушен. Это типичная ошибка в макете, которую легко избежать.
Чтобы этого избежать, перед сохранением финального файла для печати весь текст необходимо перевести в кривые (Create Outlines). Эта команда превращает текстовые блоки в обычные векторные объекты. Файл становится “железобетонным” — он будет выглядеть одинаково на любом компьютере, даже если на нем нет нужных шрифтов.
Как это сделать? В Adobe Illustrator выделите весь текст (Select > All
) и нажмите Type > Create Outlines
(или Ctrl+Shift/Cmd+Shift+O
). Важно: делайте это на копии файла, так как после перевода в кривые вы больше не сможете редактировать текст. Это одно из важнейших требований к макету для печати.
«Убийца» №6: «Составной» черный цвет для мелкого текста — как избежать нечеткости.
Казалось бы, что может быть проще черного цвета? Но и тут есть подвох. Черный для больших заливок (плашек) и черный для текста — это два разных черных. Неправильное использование — распространенная ошибка в макете.
-
Для текста используется простой черный, состоящий только из одной черной краски: C:0 M:0 Y:0 K:100. Он дает максимальную четкость и резкость контуров букв.
-
Для плашек используется «глубокий» или «составной» черный. Например, C:60 M:40 Y:40 K:100. Он выглядит более насыщенным и глубоким за счет подложки из других цветов.
Если вы покрасите мелкий текст «составным» черным, при печати может возникнуть проблема несовмещения красок. Печатная машина наносит четыре цвета последовательно, и малейшее несовпадение приведет к тому, что по контуру черных букв появится цветной ореол. Текст будет выглядеть нечетким и двоящимся. Это важный нюанс подготовки макета к печати.
«Убийца» №7: Игнорирование Overprint (наложения цветов) — невидимые ошибки в макетах.
Overprint (Наложение) — это атрибут, который заставляет один цвет печататься поверх другого, а не вырезать под собой область (knockout). Это полезный инструмент, но в неумелых руках он становится опасным. Эта ошибка в макете часто не видна на экране.
Классическая ошибка: на черную плашку (K=100) кладут белый текст и случайно назначают ему атрибут Overprint Fill
. На экране вы видите идеальный белый текст на черном фоне. Но что произойдет при печати? Печатная машина получит команду: “Напечатай черный фон, а потом поверх него напечатай белый”. Но белой краски в CMYK не существует! Белый — это просто отсутствие краски (цвет бумаги). В итоге ваш текст просто исчезнет, и вы получите чистый черный прямоугольник.
Как проверить? В Adobe Acrobat Pro есть инструмент Output Preview
. В нем можно включить симуляцию наложения (Simulate Overprinting
) и увидеть, как макет будет выглядеть в реальности. Это часть требований к макету для печати.
«Убийца» №8: Слишком тонкие линии и мелкие детали — почему они могут исчезнуть при печати.
Линия толщиной 0.1 пункта может отлично смотреться на мониторе с высоким разрешением, но при печати она либо не пропечатается совсем, либо будет прерывистой и едва заметной. Печатное оборудование имеет физические ограничения по воспроизведению очень тонких элементов. Слишком тонкие линии — это распространенные ошибки в макетах.
Рекомендация: Используйте линии толщиной не менее 0.25 pt. Для линий “вывороткой” (светлые на темном фоне) лучше задавать толщину от 0.5 pt, так как краска имеет свойство немного растекаться и может “затянуть” слишком тонкий светлый объект. Это важный аспект подготовки макета к печати.
«Убийца» №9: Неправильный формат файла — как правильно сохранить макет для печати.
Мы принимаем разные форматы, но есть те, которые категорически не подходят для качественной печати. Неправильный формат файла — частая ошибка в макете.
-
Плохой выбор:
.JPG
,.PNG
,.GIF
. Эти форматы используют сжатие (часто с потерями), не поддерживают CMYK и вылеты в полной мере. Они созданы для веба, а не для полиграфии. -
Допустимый, но нежелательный:
.AI
,.PSD
,.INDD
. Это исходные рабочие файлы. Если вы пришлете такой файл, есть риск, что у нас не будет ваших шрифтов или связанных изображений. -
Золотой стандарт: PDF/X-1a. Это универсальный формат, созданный специально для обмена готовыми к печати макетами. Он как контейнер, который “запирает” внутри себя все шрифты, изображения, настройки цвета и вылеты. Файл PDF/X-1a гарантирует, что макет откроется у нас в точности так, как вы его видите у себя. Соблюдение этого требования к макету для печати критически важно.
«Убийца» №10: Полное доверие экранному виду — почему требования к макету включают цветопробу.
Запомните главное правило: экран всегда врет. То, что вы видите на своем мониторе, — это лишь интерпретация цвета, которая зависит от:
-
Типа матрицы монитора.
-
Его настроек яркости и контрастности.
-
Освещения в комнате.
-
Программного обеспечения.
Поэтому принимать решение о цвете, основываясь только на изображении на экране, — это лотерея. Единственный надежный способ увидеть, как цвет будет выглядеть на бумаге, — заказать цветопробу. Это пробный отпечаток вашего макета (или его фрагмента) на том же оборудовании и той же бумаге, на которых будет печататься основной тираж. Да, это требует дополнительного времени и небольших затрат, но для ответственных заказов цветопроба — это лучшая страховка от разочарований при подготовке макета к печати.
Заключение: Чек-лист идеальной подготовки макета к печати. Главный совет от эксперта.
Надеемся, эти советы помогут вам правильно подготовить макет к печати и избежать досадных ошибок в макетах. Прежде чем нажать кнопку “Отправить” в письме типографии, пробегитесь по этому короткому списку:
-
Цветовая модель: CMYK?
-
Вылеты: Установлены (2-5 мм)? Фоны и изображения выходят на них?
-
Разрешение: Все растровые изображения 300 DPI?
-
Безопасная зона: Важные элементы отстоят от края на 3-5 мм?
-
Шрифты: Переведены в кривые?
-
Черный текст: Установлен как K=100?
-
Overprint: Проверен на отсутствие случайных наложений?
-
Линии: Не тоньше 0.25 pt?
-
Формат: Сохранено в PDF/X-1a?
Главный совет, который мы можем дать: не стесняйтесь общаться с типографией. Если у вас есть хоть малейшие сомнения, лучше задать вопрос нашему менеджеру или технологу до того, как тираж будет запущен в печать. Мы всегда готовы помочь и подсказать, как сделать ваш продукт идеальным.
Профессиональная допечатная подготовка макетов с Copy General.
Надеемся, это руководство по подготовке макета к печати было для вас полезным. А когда ваш идеальный макет будет готов, доверьте его печать профессионалам. В типографии Copy General мы не просто печатаем, мы внимательно проверяем каждый файл перед запуском. Наш отдел препресса “ловит” большинство из перечисленных «убийц» качества и всегда связывается с клиентом для внесения правок, гарантируя соблюдение всех требований к макету для печати.
Мы предлагаем полный спектр услуг: от печати визиток и листовок до изготовления сложных многостраничных каталогов. Доверьте нам свой макет, и мы гарантируем, что результат на бумаге будет именно таким, каким вы его задумали.
Свяжитесь с нами, чтобы обсудить ваш проект:
-
Телефоны: +7 (495) 369-19-40; +7 (916) 168-58-20
-
E-mail: ok@copygeneral.ru
-
Адрес: Москва, 3-я ул. Ямского поля, д.2, корп.7